Была в пятницу на открытии кинофестиваля Тома Стоппарда в Москве. Там присутствовал сам сэр Стоппард, рассказывал о том, как решил взять на роль Розенкранца Тима Рота, а еще как ему для съемок дали деньги, надеясь, что он окажется гениальным режиссером. Ведь это был его первый фильм, и тогда было еще неизвестно, что - не окажется... Стоппард тут, надо сказать, изрядно поскромничал. Смотрели мы "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", и у меня даже мысли не возникло, это этому кино уже где-то 17-18 лет. Снято потрясающе, особенно понравились сцены с постановкой актерами "Гамлета". И Гэри Олдмэн, разумеется, да... Но вообще мне в таких случаях хочется перечислять и перечислять, вплоть до малейших деталей. Между прочим, с пьесой по ощущениям - громадная разница, именно в восприятии главных персонажей. Мне всегда казался сложнее и интереснее Гильденстерн, а здесь - совсем наоборот. Не знаю, каким образом удалось Тиму Роту блестящие стоппардовские слова, например, о смерти, произнести так, что меня они совершенно не впечатлили... А Олдмэн своего Розенкранца сделал куда глубже на куда менее подходящем для того материале. Почти ребенок, для которого окружающий мир - захватывающе интересная и любимая игрушка, цельный образ, и никаких пустых глаз, как у вышеупомянутого Рота...
Фильм поразителен, нет слов, но пьеса лучше.
А еще. До сеанса Голос встретился сразу с двумя людьми, в чьем исполнении, он мечтал бы увидеть Воланда, да уже поздно. Голос упорно считает эту двойную встречу до некоторой степени мистикой. Во-первых, это Вениамин Смехов. Человек необыкновенно дружелюбный, остроумный и интересный, который, прежде чем откланяться, с охотой немного поговорил с нами о Стоппарде, английском языке и некоторых студентах московских ВУЗов. Жаль, надо было сказать ему о "Самоубийце", но совершенно вылетело из головы, как и вообще все, конечно...
Потом, Евгений Редько, который подписывал мне карточку, подсвечивая мобильником, потому что посередине процесса уже неожиданно начал выключаться свет в зале. Честное слово, я бы, наверное, покраснела, хотя на деле с моей кожей такое, к счастью, редко случается.
В таких ситуациях, если не подойдешь, то потом будешь долго себя за это винить, а если подойдешь - тем более. Аргументы "человек пришел смотреть кино, а ты", "не сказала половины из того хорошего, что могла" и "он, наверно, подумал, что" начинают подъедать твою радость с нескольких сторон. И все равно, Голос ушел с сеанса, как вы понимаете, приведенный в невероятное состояние.